Потребление кваса в России выросло на полтора раза
Российский рынок прохладительных напитков переживает увеличение популярности традиционного кваса. Согласно анализу Россельхозбанка, в 2017 году средний потребитель выпивал 3,6 л кваса ежегодно, а в 2022 году этот показатель возрос до 5,6 л, увеличившись на полтора раза. Эксперты банка прогнозируют дальнейшее укрепление этой тенденции благодаря растущему интересу к здоровому образу жизни, ожидая, что квас начнет постепенно вытеснять сахарные газированные напитки. Вероятно, потребление кваса к концу 2023 года может превысить 6 л на человека.
Объем производства кваса также увеличился с 56,2 тыс. дал в 2017 году до 87,3 тыс. дал в 2022 году.
Изучая график потребления кваса в России, становится заметным, что в 2018 году этот показатель составил 5,3 л на душу населения. По мнению специалистов Россельхозбанка, это увеличение связано с высокой температурой в тот год, поскольку квас традиционно считается эффективным способом борьбы с жарой. Кроме того, наличие 3,4 млн иностранных болельщиков, приехавших на Чемпионат мира по футболу в Россию, также оказало влияние на спрос на этот прохладительный напиток.
В 2020 и 2021 годах лето также было жарким, однако введение модели дистанционной работы из-за пандемии COVID-19 частично снизило спрос на прохладительные напитки, защищая работников от высокой температуры в общественном транспорте и на улице.
В 2022 году увеличение потребления кваса обусловлено отсутствием на рынке привычных иностранных брендов сладких газированных напитков. Это привело к рекордному показателю в 5,6 л на человека – самому высокому за рассматриваемый период.
С точки зрения маркетинга, основной конкурент кваса — это сладкие газированные напитки. И квас, и разнообразные сорта колы позиционируются как безалкогольные освежающие напитки. Пики потребления как кваса, так и газировки, приходятся на весну и лето. Однако сейчас, согласно Центру отраслевой экспертизы, выбор продуктов все больше определяется здоровым образом жизни.

С точки зрения маркетинга, основной конкурент кваса — это сладкие газированные напитки. И квас, и разнообразные сорта колы позиционируются как безалкогольные освежающие напитки. Пики потребления как кваса, так и газировки, приходятся на весну и лето. Однако сейчас, согласно Центру отраслевой экспертизы, выбор продуктов все больше определяется здоровым образом жизни.
Данные Министерства спорта свидетельствуют о почти 40% увеличении числа россиян, регулярно занимающихся спортом с 2016 по 2022 годы. В занятиях физической культурой и спортом участвует 49,4% граждан России, что составляет половину населения страны.
Такая тенденция к здоровому образу жизни подчеркивает то, что люди все больше обращают внимание на то, что они употребляют в пищу и пьют. Сравнивая состав кваса и сладких газировок, можно отметить, что в квасе содержатся витамины группы В, органические кислоты, некоторое количество аминокислот, что делает его в определенной степени полезным для пищеварения.